Как увеличить дорожный просвет Форд Фокус. Часть 3

Как увеличить дорожный просвет Форд Фокус. Часть 3

В предыдущей статье мы рассказали о различных видах проставок, а также о том, что проставки, устанавливаемые между пружиной или стойкой Макферсон и кузовом более эффективны, чем межвитковые. В этой статье мы расскажем о том, чем опасны проставки из твердых материалов и каким образом они влияют на ресурс подвески и управляемость автомобиля.

Почему нельзя использовать проставки из твердых материалов

К твердым материалам относят любые металлы, текстолит, пластик и другие подобные вещества, обладающие хорошей прочностью и стойкостью к сжатию. Такие проставки эффективно удерживают стойку или пружину на месте, но крайне негативно влияют на работу подвески. Когда машина наезжает на одиночное препятствие, неподрессоренная масса (колесо, ступица, ШРУС, шаровая опора и нижний рычаг подвески) получают сильный вертикальный импульс и устремляются вверх. Пока жесткость пружины меньше этого импульса, она сжимается, благодаря чему этот импульс поступает к кузову растянутым по времени, то есть сглаженным. В результате неподрессоренная масса движется быстро, а кузов поднимается медленно.

Кроме вертикального импульса, подвеска получает и горизонтальный импульс, который складывается из нескольких факторов. В первую очередь, это горизонтальный вектор, который возникает при наезде на препятствие. Во вторую очередь, вертикальный вектор появляется в результате перераспределения нагрузки в подвеске. Ведь подвеска представляет собой треугольник с меняющимися углами и одной стороной переменной длины. Одна неподвижная сторона расположена между опорным подшипником или точкой соприкосновения кузова с пружиной и сайлентблоком, соединяющим рычаг подвески с кузовом или балкой. Вторая сторона расположена между этим сайлентблоком и центром ступицы колеса. А сторона переменной длины образована центром ступицы колеса и опорным подшипником или точкой соприкосновения кузова и пружины. Поэтому воздействие на подвижную сторону этого треугольника приводит к увеличению нагрузки на оба статичных угла.

Проезд через небольшое одиночное препятствие приводит к тому, что пружина успевает сгладить вертикальный импульс и равномерно распределить его между опорным подшипником (точкой соприкосновения пружины и кузова) и сайлентблоком. Если же препятствие окажется не единичным, то произойдет следующее – пружина эффективно погасит вертикальный импульс от наезда на первое препятствие, затем подвеске потребуется время для того, чтобы опустить колесо вниз. Если второе препятствие окажется слишком близко, то пружина не успеет полностью распрямиться, а значит, вертикальный импульс от второго препятствия будет погашен не полностью, то есть воздействие на кузов и сайлентблок будет более резким. Чем опасно такое воздействие? Сайлентблок рассчитан на плавное воздействие и отсутствие сильных ударных нагрузок. Однако езда по плохим дорогам, особенно если черепашья скорость не по душе водителю, приводит к слишком частому воздействию на пружину и увеличению нагрузок на сайлентблок. На европейских дорогах эта деталь легко проходит 200 тысяч километров, но на российских дорогах даже оригинальный сайлентблок редко проходит больше 100 тысяч километров.

Твердые проставки увеличивают ударные нагрузки на подвеску, ведь при езде по плохим дорогам колесо постоянно движется вверх-вниз и пружина не всегда успевает распрямиться. Твердую проставку устанавливают вместо тонкой амортизационной прокладки, в задачу которой входит снижение ударного воздействия на подвеску даже при полностью сжатой пружине. Это и приводит к ускоренному в 2–5 раз износу сайлентблоков и амортизаторов. Когда сайлентблоки разбиты, появляется люфт подвески, что приводит к произвольному изменению направления вращения колес на 1–3 градуса. На маленьких скоростях это некритично, но на скорости свыше 100 километров в час это представляет серьезную угрозу безопасности.

 Когда амортизаторы изношены и потеряли характеристики, скорость движения колеса при разжимании пружины увеличивается, из-за чего колесо отскакивает от земли и весь цикл повторяется, пусть и с меньшей амплитудой. А ведь чем дольше колесо оторвано от земли, тем меньше его влияние на управляемость и устойчивость машины. Если колесо оторвано от земли во время торможения или поворота, резко возрастает вероятность заноса, что может привести к столкновению с другими машинами или различными препятствиями. По этой причине установка любых твердых проставок между кузовом и стойкой Макферсон или пружиной нежелательна. Ведь замена амортизаторов и сайлентблоков, которую придется проводить в 2–5 раз чаще, чтобы не допустить негативного влияния на управляемость, обойдется очень дорого. Если же пренебречь частыми ремонтами подвески, то очень велика вероятность попадания в аварию.