Увеличение клиренса Toyota Corolla. Часть 8

Увеличение клиренса Toyota Corolla. Часть 8

В предыдущих статьях этого цикла мы разбирали различные способы увеличения дорожного просвета, доказали, что полиуретановые проставки превосходят любые другие способы по эффективности и рассказали о том, как их правильно устанавливать. Теперь мы расскажем, как увеличение дорожного просвета с помощью проставок меняют управляемость и устойчивость автомобиля на высокоскоростных поворотах. Все это в полной мере относится и к увеличению клиренса с помощью пакета плохих дорог.

Увеличенный клиренс и устойчивость в поворотах

Как мы уже говорили в одной из предыдущих статей, ни одному автопроизводителю до сих пор не удалось обойти выбор – улучшение проходимости ценой потери управляемости, или улучшение управляемости ценой снижения проходимости. Почему же это происходит? Когда машина начинает поворачивать, на нее воздействует центробежная сила, стремящаяся заставить автомобиль двигаться прямолинейно. Эффективность воздействия центробежной силы зависит от:

  • ·          жесткости подвески;
  • ·          скорости движения;
  • ·          высоты дорожного просвета;
  • ·          состояния подвески;
  • ·          состояния дорожного покрытия;
  • ·          состояния колес.

Чем жестче подвеска, включая стабилизатор поперечной устойчивости, тем автомобиль меньше подвержен центробежной силе, ведь такую подвеску очень сложно продавить. Однако, чем выше жесткость подвески, тем меньше максимальный перепад высот между левым и правым колесом, при котором машина сохраняет ход. Поэтому все спортивные автомобили обладают очень низкой жесткой подвеской и подходят лишь для езды по хорошим ровным дорогам. Ведь даже небольшая кочка может лишить их хода – наехав на кочку передним или задним колесом, они поднимут и другое колесо с той же стороны. И чем выше кочка, тем сильней поднимется второе колесо этой же стороны, вплоть до отрыва от земли.

Поэтому вы должны понимать – увеличение клиренса всегда приводит к снижению управляемости и устойчивости в поворотах на высоких скоростях, причем этот эффект очень сильно зависит от скорости. Основные законы физики, в том числе закон, открытый Альбертом Эйнштейном (Е=МС²) потому и являются законами, что их невозможно обойти. Поэтому влияние центробежной силы зависит от массы автомобиля и квадрата скорости. Причем в расчет берется не скорость движения, а скорость изменения направления движения. Когда машина едет прямо, этот закон влияет лишь на длину тормозного пути и никак не действует на траекторию движения. Однако во время поворота ситуация кардинально меняется. Поворот с маленьким углом, при котором изменение направления движения происходит с небольшой скоростью, воздействует на машину незначительно. При этом чем больше угол поворота или меньше его радиус, тем мощней воздействие центробежной силы.

Центробежная сила воздействует на рычаг, образованный дорогой и центром тяжести, поэтому чем выше центр тяжести, который зависит от клиренса, тем длинней плечо рычага, а значит, эффективней воздействие. Под воздействием центробежной силы кузов начинает продавливать сторону подвески, противоположную направлению поворота и крениться в ее сторону. При этом давление на подвеску со стороны поворота слабеет, из-за чего колеса теряют сцепление с дорожным покрытием и перестают влиять на траекторию. Когда снижение давления на колеса достигает критического значения, машина либо уходит в занос, либо переворачивается. В обоих случаях остановить ее очень сложно, но, справиться с заносом все же возможно, если за рулем умелый водитель.

Поэтому увеличение дорожного просвета с помощью проставок или пакета плохих дорог не только снижает устойчивость в поворотах, но и ограничивает соотношение скорости и допустимого угла поворота, тем самым снижая управляемость. Все это необходимо учитывать во время управления автомобилем, чтобы заранее планировать траекторию движения и оптимальную скорость.

Поможет ли более жесткий стабилизатор поперечной устойчивости

Нередко от неопытных водителей, установивших проставки и столкнувшихся со снижением управляемости и устойчивости в поворотах можно услышать предложение установить более жесткий стабилизатор поперечной устойчивости. Ведь такой же подход реализован в Тойоте Ленд Крузер, Мерседес Гелендваген или Хендай Санта Фе, в которых используют очень жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости. При этом водители забывают, что помимо жесткого стабилизатора на этих автомобилях устанавливают дифференциалы с возможностью блокировки, или электронные системы, которые выполняют аналогичную функцию. Даже если одно из колес отрывается от земли, дифференциал или электронная система ограничивают подающийся на него крутящий момент и равномерно распределяют энергию вращения коленчатого вала двигателя между всеми колесами. Если установить подобную систему на Тойоту Короллу, то установка более жесткого стабилизатора поперечной устойчивости увеличит устойчивость в поворотах без снижения проходимости на плохих дорогах. Без установки такой системы использование более жесткого стабилизатора не имеет никакого смысла.