Увеличение клиренса Toyota Corolla. Часть 7

Увеличение клиренса Toyota Corolla. Часть 7

Неопытные водители не всегда понимают необходимость регулировки угла схождения колес даже после незначительного вмешательства в подвеску, не говоря уж о такой операции, как установка проставок или пакета плохих дорог. В этой статье мы расскажем о том, что такое угол схождения колес, чем он важен, как его регулируют и каким образом на него влияет увеличение клиренса. Кроме того, мы развеем популярный миф о влиянии проставок на снижение ресурса шарниров равных угловых скоростей и назовем причину, по которой эти детали быстро выходят из строя.

Влияние увеличенного клиренса на угол схождения колес

Что же такое угол схождения? Когда машина едет прямо, то направление вращения всех колес одинаково, благодаря чему потери энергии на боковое трение отсутствуют. Когда машина поворачивает, радиус поворота правого и левого колес отличаются на 1,5 метра, следовательно, колесо с той стороны, куда поворачивают, будет двигаться по меньшему радиусу. Если колеса поворачивают на одинаковый угол, то их направление вращения пусть и незначительно, но отличается от направления поворота, из-за чего они не только катятся, но и скользят по дороге. Чем сильней колесо скользит по дороге, тем выше шанс потери сцепления, что особенно опасно во время поворота, ведь на машину начинает воздействовать центробежная сила, поэтому вероятность ухода в занос резко возрастает.

Поэтому необходимо обеспечить колесам более точное соответствие радиусов поворота, что и выполняет угол схождения колес. Ведь что такое схождение колес? Это отклонение их направления вращения от направления движения автомобиля. Во время прямолинейного движения небольшое отклонение направления вращения колес ни на что не влияет, ведь сопротивление движению минимально и нет боковых нагрузок, способных сорвать машину в занос. Зато во время поворота эта разница в направлениях вращения колес позволяет максимально снизить отличие в радиусе поворота колеса и его реальным углом поворота.

Каким же образом увеличение дорожного просвета влияет на угол схождения колес? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть устройство подвески и рулевого управления. Рулевая рейка жестко закреплена на кузове, а длина рулевой тяги, соединяющей рейку и поворотный кулак, неизменна. Рулевая тяга формирует гипотенузу прямоугольного треугольника, образованного рулевой рейкой, рулевым кулаком и условной точкой, находящейся под рулевой рейкой на высоте поворотного кулака. Катет, образованный рейкой и условной точкой напрямую зависит от клиренса, поэтому при увеличении дорожного просвета удлиняется и катет. При этом длина гипотенузы неизменна, поэтому при изменении первого катета меняется и длина второго катета, который соединяет условную точку не с центром поворотного кулака или шаровой опорой, а с отверстием для рулевого пальца, то есть наконечника тяги. В результате изменения этого катета меняется и направление вращения колеса, поэтому угол схождения и отличается от оптимального.

Чтобы отрегулировать схождение, необходимо изменить длину рулевых тяг, используя для этого стенд и пару гаечных ключей. Самостоятельно без стенда отрегулировать схождение может лишь тот, кто хорошо умеет выполнять такие операции, знаком с их алгоритмом и значением оптимального значения схождения для той или иной модели.

Влияние увеличенного клиренса на приводные валы

Нередко владельцы переднеприводных машин, установившие проставки или пакет плохих дорог, жалуются на снижение ресурса шарниров равных угловых скоростей, которые обычно называют ШРУСами или гранатами. Причем такие жалобы поступают не от всех водителей, увеличивших клиренс, что позволяет сделать вывод – причина не в высоком дорожном просвете или средствах, с помощью которых его повышают. Чтобы установить причину такой ситуации, необходимо обратиться к опыту владельцев первых переднеприводных машин, появившихся в тогда еще Советском Союзе, то есть ВАЗ 2108–2109. Ведь там тоже была похожая ситуация – у одних водителей гранаты пробегали по 200 тысяч километров без всяких проблем, а другие меняли их каждые 50 тысяч километров, причем без всякого увеличения дорожного просвета. Причины такой разницы известны еще со времен первых «восьмерок» и «девяток» - любовь к быстрым стартам, агрессивным маневрам, частая езда по бездорожью или плохим грунтовым дорогам и пренебрежение регулярным обслуживанием ходовой части.

Если владелец ВАЗ 2108–2109 следил за своей машиной, то гранаты на ней жили дольше, чем на большинстве иномарок, несмотря на рассказы о малой надежности советских машин. Ведь самая слабая часть гранаты – это пыльник, который защищает смазку и трущиеся части от дорожной пыли и грязи. Когда пыльник пробит, а это происходит из-за удара выскочившим из-под колес камнем или по другим причинам, через него внутрь попадают мелкие твердые частицы, которые затем смешиваются со смазкой и попадают между трущимися деталями шарнира. В результате тонкий слой стали особой закалки (цементация) быстро стирается, а мягкая сталь, из которой сделаны детали шарнира, под воздействием абразивного вещества, в которое превратилась смазка, не выдерживает даже слабых нагрузок.

 Поэтому проблема с малым ресурсом гранат кроется не в проставках или пакете плохих дорог, а в пренебрежении регулярной проверкой состояния пыльников. Одна из причин такого отношения – оставшийся еще с советских времен миф о том, что по сравнению с нашими машинами, иномарки не ломаются, а значит и часто проверят их не нужно. Мы же рекомендуем проверять пыльники не поздней, чем через 3–4 тысячи километров, а если вы часто ездите по плохим дорогам, то каждые 1–2 тысячи километров. Это позволит вовремя обнаружить проблему, заменить пыльник и смазку, благодаря чему шарнир прослужит еще многие десятки тысяч километров. Пренебрежение этой операцией выведет шарнир из строя через 5–7 тысяч километров после повреждения пыльника и восстановить гранату будет уже невозможно.