Toyota Avensis – ответы на вопросы о полиуретановых проставках. Часть 5

 

Toyota Avensis – ответы на вопросы о полиуретановых проставках. Часть 5

Предыдущую статью мы посвятили рассказу о негативном влиянии автобаферов, ведь многие неопытные водители выбирают их из-за низкой стоимости и простоты установки. Теперь мы будем говорить о твердых проставках, которые, по уверениям продавцов, превосходят любой другой способ увеличения дорожного просвета по надежности. В этой статье мы докажем, что несмотря на избыточную надежность, негативные последствия установки этих деталей перевешивают все возможные плюсы.

Проставки из твердых материалов

Этот тип проставок устанавливают в наиболее эффективное место – между опорным подшипником стойки Макферсон и кузовом. При такой установке не меняется режим работы амортизатора, поэтому отсутствуют негативные последствия, присущие автобаферам. Тем не менее, твердые проставки – это очень плохой выбор, ведь они сильно увеличивают нагрузку на сайлентблоки и амортизаторы. Это происходит из-за того, что водитель машины с проставками ощущает себя более уверенно на плохой дороге, поэтому и едет быстрей, чем необходимо. В базовой комплектации Авенсис отличается крайне невысоким (по российским меркам) клиренсом, поэтому водитель, чтобы избежать ударов о неровности дороги, плетется со скоростью 5–10 километров в час. Установка проставок позволяет проезжать такие участки гораздо быстрей, ведь риск зацепить кочку бампером или стукнуться о неровность поддоном двигателя гораздо меньше. При этом водителю приходится принимать сложное решение – медленная езда крайне негативно влияет на цилиндропоршневую группу двигателя, а быстрая езда может повредить масляную систему мотора. После установки проставок появляется возможность увеличить скорость, благодаря чему снизится нагрузка на двигатель и коробку передач, ведь чем выше скорость, тем эффективней работают масляные насосы, а значит, лучше смазываются все трущиеся детали.

То есть проходимость металлические и другие твердые проставки действительно увеличивают, но какой ценой. Подвеска Тойоты Авенсис вообще не рассчитана на езду по пересеченной местности, поэтому слишком большой перепад высот приводит к увеличению хода подвески. Чем больше ход подвески, тем больше нагрузка на рабочую среду амортизатора, то есть масло, которое из-за сильного сжатия нагревается. В результате температура масла достигает точки кипения, выделяются масляные пары, которые увеличивают давление в амортизаторе и продавливают манжеты. Это заканчивается протеканием амортизатора и ухудшением его характеристик. Однако на этом негативное влияние проставок не заканчивается. Быстрая езда по пересеченной местности приводит к резкому увеличению нагрузки на подвеску. В первый момент, когда пружина максимально разжата, эффективность подвески максимальна. Но большой перепад высот приводит к сильному сжатию пружины, а чем сильней она сжата, тем больше энергии необходимо, чтобы сдавить ее еще. В итоге немалая часть энергии, прошедшей через сжатую пружину, начинает искать выход. Ведь быстро поднять кузов весом в тонну не так просто, поэтому кинетическая энергия, которую образует вертикальное движение колеса ищет другие способы рассеяния.

Таким способом становится сжатие сайлентблоков, ведь подвеска представляет собой треугольник, поэтому воздействие на одну вершину приводит к перераспределению давления и воздействию на другие вершины. Сильная ударная нагрузка разбивает сайлентблок, ведь его упругий наполнитель не рассчитан на такие воздействия. На внедорожниках эту проблему решают изменением конфигурации подвески и снижением жесткости амортизатора, что неприменимо на Авенсисе. В результате сайлентблоки быстро разрушаются и уже не могут четко фиксировать рычаги подвески, из-за чего появляются люфты углов схода и развала.

Теперь вернемся к утверждению продавцов о том, что металлические и любые другие твердые проставки предпочтительней полиуретановых и резиновых из-за того, что надежней удерживают опорный подшипник. Даже во время быстрой езды по бездорожью, нагрузка на подвеску распределяется следующим образом – не менее 90 процентов приходится на вертикальный вектор, воздействующий на опорный подшипник. Не менее 9,5 процентов приходится на горизонтальный вектор, воздействующий на задние сайлентблоки подвески. То есть даже при гонках по бездорожью горизонтальный вектор воздействия на опорный подшипник не может достигнуть опасных величин. Поэтому для быстрой и безопасной езды по бездорожью вполне хватает той прочности, которой обладают резиновые проставки. Сильный горизонтальный вектор воздействия на опорный подшипник может возникнуть лишь в одном случае – если машина сильно ударится колесом о препятствие, причем сила удара будет такой, что погнет рычаг подвески. При таком ударе машина вообще потеряет ход из-за повреждения колесного диска и сильного нарушения углов схождения. Поэтому никаких преимуществ у твердых проставок перед полиуретановыми нет, а недостатков очень много.