Chevrolet Lacetti – что нужно знать о проставках из полиуретана. Часть 5

 

Chevrolet Lacetti – что нужно знать о проставках из полиуретана. Часть 5

Многие магазины, торгующие запчастями для легковых автомобилей, предлагают металлические проставки для увеличения клиренса, уверяя, что они гораздо лучше полиуретановых. В этой статье мы сравним полиуретановые и металлические проставки, расскажем об их влиянии на подвеску и поведение автомобиля, а также докажем бесспорное преимущество проставок из полиуретана.

Как проставки влияют на подвеску

Любые проставки устанавливают, чтобы улучшить проходимость машины по разбитым дорогам и бездорожью, поэтому и оценивать их влияние на подвеску необходимо в условиях бездорожья и разбитых дорог. Чем отличаются разбитые дороги и бездорожье от тех дорог, для которых спроектирована подвеска Шевроле Лачетти? Ведь все машины гольф-класса предназначены для хороших асфальтовых или бетонных дорог, поэтому любой съезд на бездорожье наносит серьезный удар по подвеске. Основа передней и задней подвески – стойка Макферсон, объединившая в себе пружину и амортизатор. Когда машина проезжает через препятствие, колесо сначала подпрыгивает, а потом продолжает двигаться вверх по действием инерции. Существует прямая зависимость между скоростью движения и квадратичная зависимость между формой и высотой препятствия. Иными словами, увеличение скорости влияет на энергию подпрыгнувшего колеса гораздо меньше, чем высота и форма препятствия. Причем наименьшее влияние на скорость оказывает препятствие с максимальными соотношением между длиной и высотой, то есть низкое и длинное. Чем выше это соотношение, тем сильней препятствие влияет на энергию колеса.

Когда колесо подпрыгивает, его инерция начинает двигать вверх всю неподрессоренную массу, то есть рычаги подвески, приводные валы, шаровые опоры и другие детали, расположенные ниже пружины. Энергия подпрыгнувшего колеса огромна, поэтому неподрессоренная масса начинает сжимать пружину, ведь пружина стоит между ней и кузовом. Благодаря пружине кинетическая энергия не бьет по кузову коротким ударом, а растягивается по времени, превращаясь в плавный подъем. И чем больше энергия подскока колеса, тем менее эффективны пружины, ведь они могут поглотить лишь определенное количество энергии, после чего их жесткость сравнивается с давлением неподрессоренной массы и, они передают весь оставшийся импульс напрямую кузову.

Что же происходит, когда энергия подпрыгивающего колеса оказывается мощней пружины? Сначала энергия начинает искать выход, ведь сдвинуть с места тяжелый кузов непросто, поэтому в первый момент времени большая часть энергии бьет в кузов и отражается от него, после чего удар приходится на сайлентблоки. Подвеска Шевроле Лачетти рассчитана на хорошие дороги, поэтому при езде по бездорожью удары по сайлентблокам оказываются гораздо сильней расчетных, что приводит к быстрому разрушению резинового наполнителя. Когда резиновый наполнитель разорван или поврежден, он уже не может обеспечивать надежное удерживание рычагов на одном месте, из-за чего рычаги начинают понемногу двигаться, то есть появляется люфт. Пока люфт мал, это оказывает влияние лишь на скорости свыше 170 километров в час, когда сдвиг рычага даже на миллиметр приводит к изменению направления движения на сотые или десятые доли градуса. Но на таких скоростях даже столь малое изменение уже заметно и, водитель вынужден компенсировать его поворотом руля. По мере ухудшения состояния сайлентблоков, их влияние проявляется на все более низких скоростях, при этом на высоких скоростях последствия люфта становятся все опасней.

Следовательно, проблема подвески в том, что ей не хватает хода пружины, чтобы эффективно гасить слишком сильные прыжки колес. Металлическая проставка никак не меняет этой ситуации, просто увеличивая расстояние от кузова до земли. Однако полиуретановая проставка, благодаря своей упругости и высокой жесткости, играет роль дополнительной пружины, которая увеличивает общий ход подвески и снижает энергию удара, достигающего сайлентблоков. В полной мере нейтрализовать последствия езды по пересеченной местности полиуретановые проставки не могут, однако по сравнению с металлическими, снижают энергию удара на 30–50 процентов, что и становится причиной увеличения срока службы сайлентблоков. На фоне такого подавляющего превосходства полиуретановых проставок над металлическими проставками, заявление многих продавцов о каком-то преимуществе последних выглядит нелепо. Особенно если учесть, что для сдвига с места опорного подшипника с полиуретановой проставкой нужен такой удар, который погнет нижний рычаг подвески, разрушит сайлентблоки и сильно повредит крепления на кузове, не говоря уж о погнутом колесе. Поэтому все заверения о высокой прочности металлических проставок над полиуретановыми – не более, чем ловкий и нечестный рекламный ход.