Проставки для Hyundai Santa Fe. За и против. Часть 8

Проставки для Hyundai Santa Fe. За и против. Часть 8

В предыдущей статье мы начали рассказывать о влиянии проставок на управляемость и устойчивость машины в поворотах. Теперь же мы подробно расскажем, что происходит с машиной в этих условиях и какое влияние оказывают на поведение автомобиля проставки.

Проставки и управляемость в поворотах

Чтобы понять, как проставки влияют на поведение машины в поворотах, необходимо разобраться, какие силы воздействуют на автомобиль. Во-первых, это центробежная сила, которая возникает, когда машина меняет траекторию. Во-вторых, жесткость подвески, которая не позволяет центробежной силе наклонять кузов в сторону, противоположную повороту. И в-третьих, это сцепление покрышек с дорогой. Эти три фактора и определяют, как поведет себя машина в повороте, сможет ли проехать по заданной траектории и насколько четко выполнит команды водителя.

Когда водитель поворачивает руль, рулевая рейка перемещается, меняя направление вращения передних колес. Однако повернуть тяжелый кузов удается не сразу, в зависимости от скорости движения этот процесс занимает от сотой до десятой доли секунды. Когда колеса уверенно переходят на движение по новой траектории, на кузов начинает воздействовать центробежная сила, которая стремится вернуть машину на прямолинейный курс. В результате этого воздействия кузов наклоняется в сторону, противоположную повороту и давление на колеса со стороны поворота слабеет. Чем сильней отклоняется кузов, тем меньше сцепление этих колес с дорогой.

Благодаря мощному стабилизатору поперечной устойчивости центробежная сила приводит лишь к небольшому крену, поэтому при слишком резком повороте машина может перевернуться или уйти в занос. Переворот происходит, если центробежная сила оказывается больше массы кузова, а сцепление с дорогой слишком сильно. Если же сцепление с дорогой хотя бы одного колеса снижается, то резко возрастает вероятность ухода машины в занос. Ведь стоит любому колесу потерять надежное сцепление и перейти в режим скольжения, как резко возрастет нагрузка на остальные колеса, которые тоже перейдут в режим скольжения. В результате центробежная сила вернет машину к прямолинейному движению и выйти из заноса или остановить ее можно будет лишь при значительном снижении скорости.

Каким же образом влияют на эти процессы проставки? Установка проставок не меняет жесткость пружин, амортизаторов или стабилизатора поперечной устойчивости, однако понимает центр тяжести. Из школьного курса физики известно – чем выше центр тяжести, тем больше плечо рычага и эффективней воздействие. То есть машина легче реагирует на воздействие центробежной силы из-за более высокого центра тяжести, что приводит к снижению максимальной безопасной скорости прохождения поворота. Если до переделки подвески машина безопасно входила в какой-то поворот на скорости 100 километров в час, то установка проставок толщиной 40 мм снизит безопасную скорость до 80–90 километров в час, то есть на 10–20 процентов. Пока максимальная безопасная скорость прохождения поворота не превышена, проставки будут проявлять себя лишь чуть более сильным креном кузова. Однако превышение безопасной скорости может привести к опрокидыванию, заносу и другим неприятностям. Поэтому единственное существенное изменение, которое вносят проставки, заключается в небольшом снижении безопасной скорости прохождения поворота.

Проставки и устойчивость в поворотах

Устойчивость в поворотах неразрывно связана с управляемостью и зависит от тех же факторов. Чем сильней воздействие инерции, тем больше кренится кузов, меньше сцепление колес с дорогой и выше шанс уйти в занос. Установка проставок понимает центр тяжести и снижает соотношение максимальной скорости и угла поворота, при которых машина сохраняет устойчивость. Многие считают это слишком большой платой за увеличение клиренса и возможность проезжать по разбитым дорогам и пересеченной местности. Однако любители быстрых поворотов не учитывают одного – чем выше скорость, тем меньше управляемость и устойчивость в поворотах, это правило верно в отношении любого автомобиля, вне зависимости от высоты клиренса. Поэтому пренебрежение безопасной скоростью движения и поворота рано или поздно приведет к аварии, ведь законы физики еще никому не удалось обойти.

Во время поворота на машину воздействуют различные силы и хороший водитель обязательно учитывает их. А плохой водитель нет, потому что уверен – ему повезет. Но везение и устойчивость машины в поворотах несовместимы. Если вы не хотите вылететь с дороги, уйти в занос или перевернуться на одном из поворотов, то серьезно отнеситесь к реакции машины на воздействие центробежной силы. Помните, чем выше скорость движения и угол поворота, тем сильней будет крениться кузов и выше шанс ухода в занос, а проставки  чуть-чуть снижают безопасное значение скорости и угла поворота, но не меняют принципа.