Полиуретановые проставки и другие способы увеличения дорожного просвета - сравнение. Часть 6

Полиуретановые проставки и другие способы увеличения дорожного просвета - сравнение. Часть 6

В этой статье мы сравним проставки из полиуретана, устанавливаемые между пружиной или опорным подшипником подвески и кузовом автомобиля с широко разрекламированными в интернете и магазинах автозапчастей автобаферами, которые также называют межвитковыми проставками.

Автобаферы – что, как и почему

Причина популярности автобаферов кроется в способе их установки – достаточно поднять одну сторону машины домкратом, очистить пружину от грязи и вставить между витками проставку. Эти действия доступны любому водителю, умеющему самостоятельно менять колеса и требуют лишь наличия домкрата. На первый взгляд, использование автобаферов позволяет увеличить клиренс без особых затруднений и затрат, однако все не так просто. Как минимум у 70 процентов автомобилей, на которые установили автобаферы, через 5–10 тысяч километров приходится полностью перебирать подвеску, включая сюда и установку новых амортизаторов. После этого ремонта пробег подвески не превышает 30 тысяч километров, только теперь, к убитым сайлентблокам и амортизаторам добавляются и лопнувшие пружины. Притом, что нормальный срок службы амортизаторов и сайлентблоков превышает 100 тысяч километров. Такое сокращение срока службы подвески объясняется очень просто – автобаферы увеличивают длину пружин, но длина штока амортизатора остается прежней, из-за чего он работает в неправильном режиме.

Что такое амортизатор? Это металлический цилиндр, разделенный на две части поршнем штока и заполненный маслом. В поршне штока проделаны небольшие отверстия (жиклеры) с клапанами, причем диаметр жиклеров, отвечающих за работу в режиме сжатия всегда заметно больше, чем у тех, которые работают в режиме растяжения. Когда подвеска сжимается, масло из нижней части через жиклеры поступает в верхнюю камеру, обеспечивая небольшое замедление. Это необходимо для того, чтобы при сильных ударах о препятствия пружину не продавливало до максимума, это необходимо для повышения управляемости и устойчивости при езде по неровным дорогам. Затем колесо проходит препятствие и устремляется вниз под давлением распрямляющейся пружины. Если колесо разгонится слишком сильно, то отскочит от земли и весь цикл работы подвески повторится, что резко снизит устойчивость в поворотах на плохих дорогах.

Поэтому амортизатор ограничивает скорость возвращения колеса на исходную позицию. Автобафер меняет режим работы амортизатора, из-за чего объем нижней камеры сильно сокращается, а верхней наоборот, увеличивается, что приводит к снижению сопротивления при разжимании пружины и перегреву масла. Перегретое масло закипает, пары увеличивают давление внутри амортизатора, из-за чего его режим работы нарушается еще сильней. В результате эффективность амортизатора падает настолько, что он перестает справляться со своими задачами, поэтому пружину продавливает гораздо сильней, а вертикальная скорость возвращения колеса на исходную позицию резко увеличивается. Итогом такого развития событий становится резкое увеличение нагрузки на сайленблоки во время езды по плохим дорогам или бездорожью. Ведь на любой кочке пружину продавливает несколько больше, чем если бы амортизатор работал нормально, поэтому нередки случаи, когда колесо проезжает несколько препятствий подряд. На первом препятствии пружина штатно сжимается, но разжаться до второго препятствия не успевает. В итоге при наезде на второе препятствие пружина сжимается гораздо меньше, чем должна, поэтому удар колеса не удается сгладить и, он приходится на кузов.

 На большинстве автомобилей передняя и задняя подвеска с каждой стороны закреплена в трех местах, одном вертикальном (крепление пружины и амортизатора или опорного подшипника стойки Макферсон) и двух горизонтальных (рычаги). Когда пружина пропускает удар, он в первую очередь бьет по вертикальной точке крепления, но быстро поднять массивный кузов невозможно из-за его инерционности. Поэтому энергия удара переходит к сайлентблокам, которые не рассчитаны на такие нагрузки, в результате чего упругий наполнитель разрывает. Еще одна серьезная проблема заключается в том, что автобаферы перенапрягают металл пружины. Ведь что такое пружина, как не скрученный в спираль торсион? Несмотря на то, что сама пружина работает на сжатие и растяжение, металл в ней работает на скручивание, которое равномерно распределяется по всем виткам. Установка автобаферов выводит часть витков из этого процесса скручивания, в результате чего на границе с автобаферами в металле резко возрастает внутреннее напряжение. Со временем это внутреннее напряжение приводит к разрушению кристаллической решетки стали, из-за чего металл слабеет и лопается даже от небольшой нагрузки. Все это однозначно говорит о том, что автобаферы – очень плохой способ увеличения дорожного просвета.