Полиуретановые проставки для Kia Sorento. Часть 5

Полиуретановые проставки для Kia Sorento. Часть 5

Любое вмешательство в подвеску меняет не только ее характеристики, но и поведение машины в тех или иных ситуациях. Увеличение клиренса улучшает проходимость машины на плохих дорогах, снижает вероятность повреждения бамперов, порогов или двигателя, но негативно влияет на управляемость и устойчивость машины в скоростных поворотах. В этой статье мы расскажем о том, почему это происходит и можно ли хоть немного снизить негативное влияние увеличенного клиренса.

Проставки и управляемость машины

Под управляемостью автомобиля подразумевают его способность четко выполнять команды водителя. На скоростях до 40 километров в час, старая «копейка» (ВАЗ 2101) и современный Киа Соренто практически не отличаются по управляемости, ведь влияние центробежных сил невелико. По мере роста скорости начинает проявляться разница между машиной, снятой с производства несколько десятилетий назад и современным кроссовером. А ведь ВАЗ 2101, как и ее предшественник, Фиат 124, были машинами для хороших дорог, а Киа Соренто, это машина SUV-класса, пусть и не полноценный вездеход, но тем не менее. Поэтому управляемость на высоких скоростях у Соренто заметно ниже, чем у машин для хороших дорог. И, тем не менее «копейка» заметно уступает по управляемости Киа Соренто из-за более продуманной подвески.

Когда водитель поворачивает руль, происходит следующее. Сначала колеса меняют направление вращения, но какое-то время кузов продолжает двигаться прямо. Затем боковое трение шин о дорогу преодолевает инерцию кузова и, машина начинает поворачивать. Чем сильней повернуты колеса, тем сильней воздействие на машину инерции, стремящейся вернуть ее к прямолинейному движению. Эту инерцию также называют центробежной силой. Центробежная сила воздействует на все элементы автомобиля, от колес до багажника на крыше, однако эффективность воздействия зависит от многих факторов. Колеса имеют сцепление с дорогой, поэтому воздействие на них минимально, ведь одно дело когда колесо катится по дороге и совсем другое, когда скользит боком, для этого необходимо в сотни раз большее усилие.

Кузов, как наиболее тяжелая часть машины, наиболее подвержен влиянию центробежной силы, тем более, что жесткого крепления к колесам у него нет. Из-за этого кузов начинает перекашивать в сторону, противоположную повороту. В какой-то мере стабилизатор поперечной устойчивости компенсирует это явление, но полностью справиться с ним не может. Во время перекоса кузова снижается давление на колеса с внутренней стороны поворота, что приводит к ухудшению их сцепления с дорогой. В результате ухудшается общее сцепление колес с дорогой, которое является суммой сцеплений всех колес. А чем меньше общее сцепление колес с дорогой, тем меньше их влияние на угол поворота и траекторию движения. Это особенно хорошо видно на заснеженных и покрытых гололедом  дорогах, когда повороты руля не оказывают никакого влияния на траекторию машины.

Каким же образом увеличение дорожного просвета влияет на управляемость? Эффективность воздействия центробежной силы напрямую зависит от высоты центра тяжести машины, ведь чем выше центр тяжести, тем длинней плечо рычага. Поэтому вы должны понимать, что увеличение клиренса всегда связано с поднятием центра тяжести, а значит и ухудшением управляемости на высоких (свыше 100 километров в час) скоростях. Если же дорога мокрая, скользкая, покрыта снегом или наледью, то влияние центробежной силы начинает проявляется со скорости 10 километров в час.

Проставки и устойчивость машины в поворотах

В какой-то мере устойчивость в поворотах является частью управляемости автомобиля. Устойчивость описывает способность автомобиля удерживаться заданной водителем траектории вне зависимости от выполняемых маневров. По устойчивости в поворотах маленькие городские автомобили всегда лучше, чем внедорожники, особенно тяжелые, а масса Киа Соренто достигает 2 тонн, тогда как маленькие машины нередко укладываются в 1000–1200 килограмм. Кроме того, на устойчивость влияют ход подвески и жесткость стабилизатора. Чем мягче подвеска, тем лучше проходимость на плохих дорогах и тем меньше устойчивость из-за более сильного бокового крена. По этой причине полиуретановые проставки толщиной 40 миллиметров влияют на устойчивость машины несколько меньше, чем пакет плохих дорог, поднимающий клиренс на эту же высоту. Ведь проставки не меняют жесткость подвески, а пакет плохих дорог состоит из пружин и амортизаторов со сниженной жесткостью.

 В небольшой мере улучшить устойчивость в поворотах можно с помощью установки более жесткого или сдвоенного стабилизатора поперечной устойчивости, но это снизит проходимость, особенно для переднеприводных моделей. Ведь чем жестче стабилизатор, тем сильней поднимается заднее колесо при наезде передним на препятствие и наоборот, тем сильней поднимается переднее колесо при наезде задним на препятствие. В серийных Киа Соренто не устанавливают блокираторы дифференциала, поэтому отрыв ведущего колеса от земли сразу же приведет к тому, что вся энергия мотора будете передана висящему в воздухе колесу и, машина потеряет ход.