Лифтинг внедорожников – что, зачем, почему. Часть 12

Лифтинг внедорожников – что, зачем, почему. Часть 12

Большинство полноценных внедорожников оснащены мостами. Мост спереди и сзади, это отличительная черта настоящего короля бездорожья. Однако и в этом правиле есть исключения. У той же Нивы мост только сзади, а спереди редуктор и приводные валы. Правильное увеличение дорожного просвета подразумевает и некоторые операции с мостами, редукторами и приводными валами. Сейчас мы расскажем, почему увеличение дорожного просвета влияет на эти детали и узлы внедорожника, а также раскроем различные способы снижения этого влияния.

Увеличение клиренса, редукторы и приводы колес

Двигатель, коробка передач и редуктор создают необходимый крутящий момент, который через карданные и приводные валы поступает к колесам и обеспечивает машине возможность ехать. Все эти детали согласованы друг с другом и в них учтено воздействие подвески. Увеличение дорожного просвета нарушает этот баланс и влияет на работу всех агрегатов. Что происходит после увеличения клиренса? Двигатель, коробка передач и редукторы закреплены на кузове или раме. После увеличения дорожного просвета меняется и высота этих деталей относительно центра колес. На многих внедорожниках задний редуктор является неотъемлемой частью моста, поэтому меняется его высота относительно раздаточной коробки.

Энергия вращения поступает к редукторам через карданные передачи. Что такое карданная передача? Это вал и два шарнира равных или неравных угловых скоростей. Благодаря такой конструкции, карданный вал позволяет передавать вращение между различными несоосными агрегатами. Главным недостатком кардана (шарнира неравных угловых скоростей) является ухудшение работы по мере увеличения рабочих углов. Чем больше разница высот, тем больше и рабочие углы. Приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС) тоже подвержены этой проблеме.

 Установка проставок толщиной до 30 миллиметров в большинстве случаев не влияет на работу карданных или приводных валов, однако более серьезное увеличение дорожного просвета потребует переделки трансмиссии. Чаще всего для этого под редуктором устанавливают алюминиевые проставки, толщина которых равна половине толщины проставок. Для передачи энергии вращения на задний мост длиннобазных внедорожников (американские пикапы, Газель 4х4 и другие) может потребоваться замена карданного вала. Обычно карданный вал состоит из двух труб, одного подшипника и нескольких шарниров (нередко роль шарниров исполняют эластичные муфты). Чтобы снизить нагрузку на шарниры, используют вал из трех труб и двух подшипников. Такая конструкция позволяет снизить рабочие углы, повысить эффективность передачи вращения и продлить срок их службы.