Хонда Аккорд – вся правда об увеличении клиренса с помощью проставок. Часть 5

Хонда Аккорд – вся правда об увеличении клиренса с помощью проставок. Часть 5

Установка проставок оказывает влияние не только на управляемость и проходимость машины, но и на ресурс некоторых деталей и систем. Наиболее сильное влияние проставки оказывают на шарниры равных угловых скоростей (ШРУС, граната). В этой статье мы расскажем о том, почему это происходит, насколько велико это влияние и развеем некоторые мифы, которыми пугают противники установки проставок.

 Как работает ШРУС

Во время движения автомобиля разница высот выходного отверстия ручной или автоматической коробки передач и центра колеса постоянно меняется. Это приводит к изменению угла между приводным валом и этими агрегатами. Внутренний ШРУС выполнен по схеме трипоид, что ограничивает максимально допустимый рабочий угол, зато позволяет компенсировать изменение расстояния между коробкой передач и центром колеса. Это расстояние меняется каждый раз, когда колесо движется вверх или вниз от нормального положения, соответствующего стоящей на земле машине. Основа трипоида – вал-сепаратор с тремя подшипниками, которые движутся внутри заполненной смазкой обоймы. Наружный ШРУС выполнен по схеме «рцеппа» и представляет собой сложный шестишариковый подшипник, в котором обойма и сепаратор позволяют шарикам передвигаться вдоль оси шарнира. Благодаря этому у гранат типа «рцеппа» рабочий угол сильно превышает тот, который допустим для «трипоида». Такая комбинация позволяет эффективно преодолевать любые неровности и передавать крутящий момент колесам даже при максимальном угле поворота.

 

Что влияет на износ шарниров равных угловых скоростей

Существуют две основных опасности, которые резко увеличивают износ цементации шариков, сепараторов и обойм:

Повреждение пыльника;
Передача большого крутящего момента при полностью вывернутых колесах.

 Наиболее опасно повреждение пыльника. Когда камень пробивает его, пыль и грязь попадают внутрь шарнира, где смешиваются со смазкой, превращая ее в абразивную пасту. Эта паста стачивает цементацию с металлических деталей, из-за чего резко возрастает износ ШРУС даже при небольших скоростях и нагрузках. Если же при этом резко разгоняться, ускоряться при повернутых колесах и быстро ездить, то очень скоро граната начнет «хрустеть». Ведь стойкость стали, из которой сделаны шарики, ролики, сепараторы и обоймы, заметно ниже, чем у особо прочного поверхностного слоя цементации. В результате шарики и ролики истираются, теряют в размере и в шарнире появляется люфт.

 Даже если пыльник цел и смазка чиста, передача большого крутящего момента в максимальных углах поворота приводит к ускоренному износу цементации. Поэтому на автомобилях, участвующих в гонках, необходимо менять гранаты в 2–3 раза чаще чем на тех, которые используют для спокойной, пусть и высокоскоростной езды.